Введение
В наших традициях - «мы все сильны задним умом». Но, как известно, «после драки кулаками на машут».
Эта статья поможет многим пациентам защитить свои права и законные интересы при возникновении осложнений, нежелательных явлений и нарушении прав в косметологии.
Три кита – 3 базовых права
У пациентов есть три основных права:
- право на Информацию
- право на Качество
- право на Безопасность медицинской помощи.
Соответственно, у тех, кто оказывает косметологические услуги – это обязанности.
Право на информацию
Говоря простым языком перед принятием решения о том или ином медицинском вмешательстве, пациент косметолога должен быть проинформирован в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
На практике именно эта информация содержится в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство. Подписание его – обязательное предварительное условие.
ВНИМАНИЕ! Если услуга пациенту оказывается без ИДС – это нарушение права на информацию.
Кроме того, ИДС и его дефекты напрямую связаны с компенсацией морального вреда. Поэтому следует обращать на данный документ пристальное внимание, как врачам, так и пациентам.
Даже если осложнение или нежелательное явление является ожидаемым и прогнозируемым, то отсутствие предупреждения о нем позволит пациенту претендовать на компенсацию.
Дефекты ИДС:
- Неполнота информирования о противопоказаниях, нежелательных явлениях, осложнениях, иных негативных последствиях, связанных с косметологическим вмешательством.
- Отсутствие подписей.
- ИДС на применение препарата вне инструкции или незарегистрированного филлера или лекарственного препарата. Этот вопрос очень сложный, но в целом у пациента могут остаться доказательства о нарушениях со стороны врача и клиники.
- ИДС на другой препарат препарат.
- Отсутствие ИДС.
Также информация о правах пациента на определенную информацию содержится в Правилах предоставления платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства России №736 от 11.05.2023г. и Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Качество
Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (ч.21 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Большинство косметологических услуг плановые, выполняемые в эстетических целях по желанию пациента. «По желанию» это не значит, конечно, что пациент сам себе назначает косметологические процедуры. Смысл в том, что не выполнение того или иного косметологического вмешательства не несет в себе рисков причинения вреда жизни и здоровью пациента.
Если пациенту назначают что-то в режиме Off-label, например, коктейль Монако, Радиесс в разведении или еще что-то, при наличии альтернативных методов, которые не связаны с нарушением инструкции, то это нарушение требований к КАЧЕСТВУ оказываемой медицинской помощи.
ВАЖНО! Если услуга пациенту оказывается с нарушениями к качеству, то клиника несет риски привлечения к ответственности (административной, гражданско-правовой, при определенных обстоятельствах – уголовной)
Если у пациента возникнут при этом осложнения или нежелательные явления, то даже при наличии ИДС пациент может, говоря простым и понятным языком, претендовать на возврат денег за услугу и компенсацию, в том числе морального вреда.
Безопасность
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Согласно Приказу Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении":
БЕЗОПАСНОСТЬ - Отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Риск признается обоснованным, если цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием), если лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Если врач-косметолог применяет препарат вне инструкции (при наличии альтернативных методов, в плановом порядке, не применение данного метода не несет непосредственно угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациента), применяет незарегистрированный филлер, биоревитализант, ботулотоксин, липолитик, мезотерапевтический коктейль, незарегистрированный лазер и т.д., то это нарушение требований к БЕЗОПАСНОМУ оказанию услуг.
ВАЖНО! Если услуга пациенту оказывается с нарушениями к безопасности, то клиника несет риски привлечения к ответственности (административной, гражданско-правовой, при определенных обстоятельствах – уголовной – ст. 238 УК РФ)
Какие доказательства прав могут остаться у пациентов?
- Переписки в мессенджерах с согласованием стоимости препарата, записи и иные данные, которые подтверждают, что именно было выполнено пациенту. Признаются в судах допустимыми доказательствами, даже при отсутствии согласия.
- Записи телефонных разговоров, аудио и видеозаписи приемов. Признаются в судах допустимыми доказательствами, даже при отсутствии согласия.
- Договор, чеки и иные документы в том числе электронные. Обращайте внимание на наименования услуг в указанных документах.
- Медицинская карта. Про выдачу копий медицинской документации писали здесь.
- Свидетельские показания.
Примеры нарушений: Коктейль Монако, незарегистрированные липолитики, «докалывание» на 13-14 день ботулотоксина, не зарегистрированные медицинские изделия и т.д.