С чего всё началось для частных клиник?
Начиная с сентября 2023г. частные клиники стали регулярно получать письма от министерств здравоохранение субъектов Российской Федерации с настоятельной просьбой начать передавать данные в ФРЭМД ЕГИСЗ. В течение всего 2024 года эта призывы продолжались с определенной периодичностью. Кажется, что все должны были уже разобраться в этом вопросе, однако, по итогу года стало понятно, что представления руководителей и врачей о проблематике далеки от принятия и исполнения требований законодательства.
Чего хочет от частной системы здравоохранения государство?
Чтобы обеспечить соблюдение требований пп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 01.06.2021г. № 852 необходимо выполнить следующие действия.
1 шаг
Вам необходимо посредством вашей медицинской информационной системы подать заявку на подключение к ЕГИСЗ для передачи данных в Реестр электронных медицинских документов (РЭМД). Или уточнить порядок подачи заявки у представителя вашей МИС.
Для этого вам нужно знать OID. Его можно найти в ФРМО.
2 шаг
Обеспечить наличие УКЭП для медицинских работников, которые будут заполнять СЭМД.
УКЭП руководителя медицинской организации выдается в ФНС. УКЭП для медицинских работников государственных и муниципальных медицинских организаций выдает Федеральное казначейство. УКЭП для работников частных медицинских организаций на возмездной основе выдают аккредитованные центры. Помните, что обеспечить наличие УКЭП для исполнения трудовых обязанностей - ответственность работодателя.
Если работник уже имеет УКЭП приобретать повторно в течение срока её действия не нужно. Работник должен быть внесен в ФРМР и трудоустроен в организации.
УКЭП должна быть инсталлирована в МИС.
В законе нет прямого указания на то, что работодатель должен оплатить УКЭП для подписания документов. Однако, есть ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право на обеспечение необходимым для работы оборудованием, инструментами и иными средствами, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или трудовым договором (кстати, внесите изменения в должностные обязанности в контексте передачи данных в РЭМД ЕГИСЗ). Таким образом, работодатель обязан обеспечить работника необходимым оборудованием и всеми необходимыми средствами для выполнения трудовых обязанностей, если иное не зафиксировано в трудовом договоре.
Минтруд в письме № 14-6/ООГ-3716 от 25.05.2023 дополняет: организация может возместить сотруднику затраты или сразу оплатить необходимый сертификат от имени организации.
Работник может пожаловаться в Трудовую инспекцию — и ведомство его скорее всего поддержит (ответ на вопрос № 169268 от 09.09.2022 на сайте онлайнинспекция.рф):
- Работодатель не может требовать от работника оформить электронную подпись, если работник не принял на себя такой обязанности, заключая трудовой договор.
- Если такая обязанность предусмотрена, работодателю рекомендуется вручить работнику письменно оформленное требование о получении им электронной подписи.
Или найти в своем субъекте удостоверяющий центр.
На данном ресурсе можно посмотреть перечень актуальных удостоверяющих центров. Цены разнятся в зависимости от субъекта Российской Федерации.
3 шаг
Настроить в МИС шаблоны. Помните, что электронная медицинская карта НЕ равнозначна СЭМД (структурированный электронный медицинский документ – узнать какие СЭМД актуальны можно по ссылке).
Фактически у медицинского работника есть обязанность заполнять как ЭМК, так и передавать данные в виде СЭМД в РЭМД.
А это значит, что архитектура МИС должна быть такова, чтобы медицинский работник не заполнял 2 раза одно и то же: и ЭМК и СЭМД.
Помните, что до начала функционирования Сервиса обогащения СНИЛС в МИС, можно брать отказы пациентов на предоставление СНИЛС и передачи данных в РЭМД ЕГИСЗ.
На рынке более 60 МИС. Мы в течение года изучили колоссальное количество МИС и выяснили, что большая часть МИС либо не соответствует требованиям законодательства, либо блок «медицинская карта» сделан так, что ни один вменяемый врач его заполнять не будет, поскольку это НЕ УДОБНО! Наши клиенты сейчас понимают, о чем мы говорим.
Мы попробовали и у нас не получилось
Давайте теперь разберемся с отказами пациентов предоставлять СНИЛС и передавать данные в ЕГИСЗ.
Итак, если пациент ну категорически отказывается предоставлять СНИЛС, не будем же мы его пытать каленым железом.
Мы, улыбаясь, предложим ему подписать отказ от передачи данных в ЕГИСЗ.
Вот форма отказа, которую рекомендуем мы. Но! Помните, что должно быть еще правильное согласие на обработку персональных данных! Его можно у нас заказать.
В августе 2024 года мы заинтересовались вопросом легитимности отказа пациента от передачи данных в ЕГИСЗ. В запросе мы указали всё, в том числе Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 января 2024 г. N 31-2/63 О неправомерности требования СНИЛС в частных медицинских организациях и отказа от оказания платной медицинской помощи в случае его непредоставления.
Вот такой ответ мы получили, в котором впервые услышали о Сервисе обогащения СНИЛС.
Письмо комментировать – только портить. А спустя неделю на сайте оператора передачи данных в ЕГИСЗ вышла новость о Сервисе обогащения СНИЛС и появилась инструкция.
ТЕПЕРЬ С ЗАМИРАНИЕМ СЕРДЦА МЫ ЖДЕМ ПОЯВЛЕНИЯ В КАЖДОЙ МИС КНОПКИ СЕРВИС ОБОГАЩЕНИЯ СНИЛС
Эта кнопка позволит подтягивать недостающие данные в систему.
Главное, чтобы гражданин предоставил ДОСТОВЕРНЫЕ данные, по которым система будет его идентифицировать, ведь, если он воспользуется правом на АНОНИМНОСТЬ в соответствии пп. «б» п. 23 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства России от 11.05.2023г №736, сделать это будет невозможно.
До начала функционирования Сервиса обогащения СНИЛС взять его неоткуда, если гражданин его не предоставит сам. А потом – хочет гражданин или нет, его уже никто не спросит, ибо есть законодательная база, чтобы его НЕ СПРАШИВАТЬ.
Итак, в попытке отстоять право на отказ мы пошли в Генпрокуратуру. Не, а что?
И логика у нас была такая (мы хотя бы попробовали притянуть за уши нормы права).
Мы просили проверить законность и обоснованность требований Минздрава России к медицинским организациям частной формы собственности при оказании платных медицинских услуг на территории Российской Федерации о необходимости использования Сервиса обогащения СНИЛС при отказе гражданина от предоставления персональных данных при реализации его права согласно ч.1, 2 ст.9, п.1 ч.1 ст.6 и п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" с учетом положений п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При получении такого отказа со стороны гражданина медицинской организацией, а также отказа от передачи данных о состоянии своего здоровья в виде СЭМД (структурированных медицинских документов) в РЭМД (Реестр электронных медицинских документов) ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы здравоохранения) с последующим их отображением в личной кабинете Моё здоровье на портале Госуслуги, согласно требованиям Минздрава, медицинская организация посредством своей медицинской информационной системы, в которой реализована возможность обращения в Сервис обогащения СНИЛС ЕГИСЗ запросить СНИЛС гражданина и передать необходимые СЭМД в РЭМД с последующим их отображением в личном кабинета Моё здоровье Госуслуг, при наличии письменно отказа гражданина от предоставления СНИЛС и передаче данных в не обезличенном варианте в РЭМД ЕГИСЗ.
Таким образом, медицинская организация, исполняя требования Минздрава, нарушает требования законодательства в отношении обработки персональных данных, запрашивая СНИЛС при наличии прямого отказа гражданина, поскольку передача данных в РЭМД с последующим отображением информации в личном кабинете Моё здоровье на портале Госуслуги является правом, а не обязанностью гражданина.
В соответствии с п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Таким образом, передача данных в РЭМД медицинской организацией при наличии прямого запрета гражданина, нарушает данное право. Медицинская организация, соблюдая требования Минздрава, запросила СНИЛС, передала данные в РЭМД, которые отобразились на портале Моё здоровье Госуслуг, чем нарушила при наличии письменно прямого запрета гражданина, его права.
Сервис обогащения предназначен для получения и валидации СНИЛС в Пенсионном фонде России (ПФР) через ЕГИСЗ.
Данный сервис позволяет в автоматическом режиме запрашивать СНИЛС гражданина по набору персональных данных (ФИО, дата рождения, пол), а также данным документа, удостоверяющего личность (тип документа, номер, серия, кем и когда выдан).
Кроме того, сервис обогащения СНИЛС может осуществлять проверку соответствия персональных данных гражданина (ФИО, дата рождения, пол) и СНИЛС.
Передача данных в РЭМД ЕГИСЗ, а также ФИЭМК (Федеральная интегрированная электронная медицинская карта) (в ФИЭМК данные передаются в обезличенном виде) в соответствии со ст.91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пп. «е» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 является лицензионным требованием, за нарушение которого медицинская организация может быть привлечена к ответственности согласно действующему законодательству.
Согласно п.13 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утв. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140, Федеральная интегрированная электронная медицинская карта представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, а также медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем), посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, информационными системами Федерального медико-биологического агентства, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Данные ФИЭМК принимаются в обезличенном виде, а обезличивание, согласно пп. «р» п.3, пп. «л» п.4 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утв. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140, осуществляет подсистема обезличивания персональных данных ЕГИСЗ, которые поступили в РЭМД в виде не обезличенных данных. Таким образом при наличии отказа гражданина, медицинская организация, не может в полном объеме выполнить требования законодательства.
Для исполнения лицензионных требований по передаче данных в обезличенном варианте в ФИЭМК, обезличивать необходимо в медицинской организации, поскольку Сервис обезличивания ЕГИСЗ обезличивает те данные, которые попали в РЭМД, что нарушает право граждан о добровольном получении сведений о своем здоровье в личном кабинете Моё здоровье на портале Госуслуги. Таким образом, архитектура ЕГИСЗ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права граждан.
Кроме того, функционирование Сервиса обогащения СНИЛС в отсутствие правового регулирования, при наличии письменного отказа гражданина от предоставления СНИЛС и передачи данных, которые отображаются в личном кабинете Моё здоровье на портале Госуслуги, нарушает права граждан на анонимность, установленную пп. «б» п.23 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №736 от 11.05.2023г.
ПРИЗНАЕМ ПОПЫТКА СПОРНАЯ, НО МЫ ХОТЯ БЫ ПОПРОБОВАЛИ.
Какие мы получили ответы?
Во-первых, ожидаемо, что Генеральная прокуратура нас отправила куда подальше, а именно в Минздрав и Роскомнадзор.
Самое интересное то, что именно ответил нам Минздрав.
Ни вам здравствуйте, ни – до свидания. СНИЛС – штука обязательная к предоставлению, но, почему-то в тех случаях, которые указаны гражданином Темновым, хотя мы спрашивали не об этом. О чем мы спрашивали выше. Причем тут владение оружием и свидетельство о рождении мы не поняли.
А если вы такие умные, пишите свои предложения по совершенствованию системы. Развелось, понимаешь, тут умников…
Номинация «Лучшее сочинение на вольную тему» конечно и заслуженно уходит Роскомнадзору.
Юристы бывают разные: не дайте ввести себя в заблуждение, нет никакого моратория на передачу данных до 2027 года!
Не все йогурты одинаково вкусные и полезные, не все люди умные. Это надо признать.
Осенью 2024 года мы столкнулись с проблемой отрицания. Отрицания факта необходимости предпринимать меры, описанные выше со стороны медицинских организаций по организации передачи данных в ЕГИСЗ, ссылаясь на некую ОТСРОЧКУ ДО 2027 года.
Ноги растут от не умных юристов. Будем их так называть, что своими не обдуманными комментариями и выступлениями на широкую публику ввели в заблуждение руководителей клиник и врачей.
Они решили, что правильно толкуют нормы права. А это не так.
Итак, не умные юристы забыли ТГП.
Наши двоечники прочитали Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”, который вступил в силу 01.02.2021г. и действует 6 лет, т.е. до 2027 года.
Там их зоркий глаз обнаружил п.1 и 4 Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, который говорит, что переход на электронный документооборот зависит от решения руководителя организации. Мол, колхоз – дело добровольное, не хочу переходить на медицинский ЭДО и ничего передавать не буду и забью на пп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 01.06.2021г. № 852.
Кстати, напоминаю тем, кто забыл, что Постановление Правительства по юридической силе «сильнее», чем приказ Минздрава. Но даже не в этом суть. Суть в том, что Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 01.06.2021г. № 852 ВСТУПИЛО В СИЛУ 01.09.2021 года!
Т.е. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов” ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО В ЧАСТИ ПРЯМО НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ 852 Постановлению правительства!
Т.е. ни о какой ДОБРОВОЛЬНОМ переходе речи нет, есть обязанность зафиксированная в пп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности!
Юристы, утверждающие ОБРАТНОЕ – ВАМ ОТДЕЛЬНЫЙ КОТЕЛ В АДУ, ИБО БЛАГОДАРЯ ВАМ КЛИНИКИ РАССЛАБИЛИСЬ. Ну а что, «юрист же сказал», что можно ничего не делать.
Прогноз на 2025 год
Не расслабляемся! По нашим данным, ориентировочно весной, может в части субъектов уже в феврале к делу подключатся Росздравнадзор и Прокуратуры. Проведут дистанционные контрольные мероприятия, выявят тех, кто не передает и полетят предостережения и предписания, а потом и пополнение бюджета с привлечением к ответственности по ч.3 Ст. 14.1 КоАП за нарушение лицензионных требований.
И в целом не страшно заплатить штраф в 30-40 тысяч рублей.
Гораздо страшнее, что нет МИС, нет УКЭП, а ГЛАВНОЕ ВРАЧИ НЕ УМЕЮТ ПИСАТЬ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТЫ ПРАВИЛЬНО С ПЕРВОГО РАЗА.
Врачи и правда не умеют. А вы их учить не хотите
Выводы:
- РЭМД ЕГИСЗ не испарится! Передавать данные ОБЯЗАННОСТЬ медицинской организации, которая не сводится на нет правом на отказ пациента предоставлять СНИЛС или передавать данные в РЭМД ЕГИСЗ. Смотрим аргументацию выше.
- Передача данных – обязанность НЕ БЕСПЛАТНАЯ. В смысле МИС стоит денег, УКЭП стоит денег.
- САМОЕ СТРАШНОЕ ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ – ИЗЪЯТИЕ ПРАКТИКИ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКМУЕНТАЦИИ. Переписать медкарту незаметно станет сложно. Врачи должны это осознать как можно быстрее. Нужно учиться писать медкарты (ВСЕ МЕДКАРТЫ) правильно и с первого раза. ЭТО ФАКТИЧЕСКИ САМОЕ СТРАШНОЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ.
Представьте, что у вас суд, а медкарта вас не то, чтобы не защищает, а топит…
С наступающим Новым годом!